
В нашу эпоху информационных технологий чрезвычайно динамично развивается рынок нематериальной собственности. Необходимость в правовом регулировании обмена, продажи и прочего использования плодов интеллектуальной и творческой работы и стала причиной создания института интеллектуальной собственности.
Институт интеллектуальной собственности предоставляет возможность создателю воспользоваться своими правами на произведение, зарегистрировать эти права в государственных органах, и, что немаловажно, защищать свои интеллектуальные права от каких-либо посягательств.
Обладание интеллектуальной собственностью по сути означает возможность использовать плоды интеллектуального труда и контролировать его их использование иными лицами.
Институт интеллектуальной собственности включает в себя несколько комплексов правовых норм, направленных на регистрацию и защиту прав на различные типы объектов интеллектуальной собственности. Среди них: авторские и смежные права, патентное право и права на средства индивидуализации.
Авторское право - одна из самых важный отраслей института интеллектуальной собственности. Объектом авторского права может стать произведение науки или искусства. У данного комплекса норм существует одна особенность, отличающая его от других отраслей института интеллектуального права: авторское право нет необходимости регистрировать. Указанное на оригинальном экземпляре произведения лицо будет обладать авторскими правами до тех пор, пока его авторство не будет опровергнуто.
Смежные права в институте интеллектуальной собственности тесно связано с авторским. Субъектом в данном случае является исполнитель, а объектом не само произведение, а его исполнение или запись исполнения.
Изобретение также является интеллектуальной собственностью, и регулированием отношений в сфере изобретений занимается один из институтов интеллектуальной собственности - патентное право. В качестве изобретения может быть зарегистрированы устройство, метод, вещество или штамм микроорганизма. При этом к объекту предъявляется ряд требований: промышленная применимость, новизна и изобретательский уровень.
Средства индивидуализации - объект интеллектуальной собственности, который позволяет предпринимателю связывать различные объекты - логотипы, слоганы, названия, мелодии и пр. - с товарами и услугами. Зарегистрированный объект в случае товара называется товарным знаком, в случае услуги - знаком обслуживания.
Оформление прав на товарный знак
Товарным знаком называют объект (изображение, мелодия, набор слов), который связан с определенным товаром определенного изготовителя и служит для индивидуализации последнего. Оформление прав на товарный знак позволяет правообладателю контролировать его использование в гражданском обороте: изготовлении и продаже товара с использованием товарного знака, рекламе, импорте с целью распространения и т.д.
Оформление прав на товарный знак производится в два этапа, по окончании которых товарный знак вносится в государственный реестр. Первый этап оформления прав - формальная экспертиза, в которой проверяется наличие всех необходимых документов и их заполнение, а также оплата государственной пошлины. Заключение экспертизы должно быть получено в течении двух месяцев со дня подачи заявки на оформление прав на торговый знак. Если какого-либо документа не хватает или пошлина оплачена не в полном размере, то подавшему заявку отсылается запрос, на который также необходимо ответить в течении двух месяцев.
По окончании первого этапа выносится решение отказать в регистрации или продолжить оформление прав. В случае положительного решения первой экспертизы объект направляется на экспертизу по существу, которая проверяет соответствие торгового знака требованиям, предъявляемым законодательством. В частности, невозможно оформить права на товарный знак, если он представляет из себя объект, до подачи заявки находящийся во всеобщем употреблении. Отказывают в регистрации знакам, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или товара. Экспертиза отказывает в оформлении прав на товарный знак, если он содержит государственную символику, равно как и символику или название любой действующей организации. Также отказывается в регистрации знакам, схожим до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками. Еще одним немаловажным условием успешного оформления прав на товарный знак является соответствие содержания знака моральным и этическим нормам. По результатам второго этапа предпринимателю либо отказывают в оформлении прав на товарный знак, либо регистрируют его и вносят в государственный реестр, заявитель при этом получает свидетельство на товарный знак. Процесс оформления прав на товарный знак в среднем занимает полтора года. Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет, по истечении которых регистрацию можно продлить еще на 10 лет.
>p>
Смотрите также - Результаты интеллектуальной деятельности, права на результаты деятельности