Четверг, 10.07.2025, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Форма входа

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 24 » Интеллектуальная собственность: становление и р�
    00:58
     

    Интеллектуальная собственность: становление и р�

    Интеллектуальная собственность: становление и развитие латвийского законодательства

    Владимир Багиров, Доцент Балтийского русского института, Латвия

    В Латвии в определенной мере сложилась собственная преемственная история права интеллектуальной собственности. Современное же состояние данной отрасли права вполне соответствует действующим международным стандартам и нормам и предполагает дальнейшее ее совершенствование.

    В законодательстве Латвии, впрочем, как и в законодательствах многих стран, нет обобщающего понятия интеллектуальной собственности. Лишь в Конституции республики (ст. 113) продекларировано, что “государство... защищает авторские и патентные права”.

    Интеллектуальную собственность принято делить на две группы:

    • авторское право и смежные права,
    • промышленная собственность (патентное право и защита товарных знаков).

    В последнее время к данной классификации прибавляют и третью группу:

    • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

    Современное законодательство Латвийской Республики регулирует большинство правоотношений, связанных с созданием, распространением и использованием перечисленных выше результатов интеллектуальной деятельности.

    Далекая история

    Латвия исторически никогда не была чужда идее авторского права. Еще в Своде местных узаконений Губерний Остзейских (1864 год, часть третья, раздел XII, глава третья) содержалось 14 статей (3981-3994), регулирующих правоотношения, связанные с изданием произведений.

    20 марта 1911 года в России принимается специальный общероссийский Закон об авторском праве. Законом 1911 года фактически было создано единое общероссийское авторско-правовое пространство, действие его, помимо прочего, было распространено и на Прибалтийские губернии, ввиду чего статьи, касающиеся авторского права в Своде местных узаконений Губерний Остзейских (1971, 3981-3994) были отменены.

    Закон 1911 года оценивался специалистами как один из лучших в Европе того времени. Показательно, что отмененный в Советской России практически сразу же после Октябрьского переворота, именно в Латвии он действовал вплоть до 15 мая 1937 года.

    Первая Республика

    Известно, что 1937 год был эпохальным для латвийского гражданского законодательства. Был принят Гражданский закон, и, что менее известно, 7 мая Кабинет министров принял, а 10 мая президент Карлис Ульманис провозгласил первый латвийский закон об авторском праве. Закон, содержавший 100 статей, был разработан профессором ЛУ Александром Буманисом. Несколько ранее Латвийская Республика присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. На тот момент была в силе редакция Конвенции, явившаяся результатом Римского пересмотра от 2 июня 1928 года. И Закон и Конвенция вступили в действие одновременно — 15 мая 1937 года.

    Разработчики Закона ЛР 1937 года отказались (и, на мой взгляд, объективно обоснованно) от действующего ранее принципа привязки охраны авторских прав непосредственно к объекту охраны, то есть к конкретному произведению или группе однородных произведений. В законе были установлены общие принципы охраны прав авторов всех перечисленных в тексте произведений. Из положительного следует отметить также то, что в законе прописаны положения, охраняющие личные неимущественные права авторов, подробно регламентированы условия и принципы издательского и постановочного договоров.

    Отметим, что до установления советской власти в Латвии в 1940 году был принят еще ряд актов, главным образом, прикладных, непосредственно относящихся к охране имущественных прав авторов. Это, в первую очередь, разработанные Литературной и художественной камерой Правила о ставках авторского гонорара от 17 января 1940 года, установившие размеры взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, а также Минимальные ставки авторского гонорара за книги от 24.05.1940 и Минимальные ставки авторского гонорара за периодические издания от 24.05.1940.

    Новейшая история

    1940 год внес кардинальные изменения не только в политическую историю Латвии, но и в правовую. После восстановления советской власти 17 июня, уже в ноябре Президиум Верховного Совета СССР отменил все местное законодательство.

    Что касается авторского права, то на смену отмененных актов Латвийской Республики пришли Основы авторского права, принятые постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 года.

    На их базе союзные республики должны были разрабатывать и вводить в действие собственные нормативные акты. Так было сделано и в Латвии, причем достаточно оперативно.

    В 1961 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 декабря 1963 года в соответствии с ними утвержден Гражданский кодекс Латвийской ССР. Фактически с данного момента авторское право было инкорпорировано в общий гражданский закон как составная его часть и перестало существовать в виде отдельного и специального нормативного акта на целых 30 лет.

    11 мая 1993 года Верховный Совет Латвийской Республики принимает отдельный специальный закон “Об авторском праве и смежных правах” (57 статей). Следует отметить, что этот закон отличался ясностью и достаточной четкостью изложения и включал существенные на тот момент новеллы.

    Принятый закон создавался также, говоря фигурально, “под Берн”, то есть с прицелом на скорое подписание Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это, несомненно, соответствовало на тот момент объективной логике развития авторско-правового законодательства в Латвийской Республике.

    Бернская конвенция вторично вступила в силу на территории Латвии 11 августа 1995 года. Ее действующая редакция была утверждена Парижским актом от 24 июля 1971 года.

    В 1998 году Латвия вступает в ВТО и во исполнение действующих там правил присоединяется к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Ввиду того, что в данном соглашении наличествуют положения, относящиеся и к авторскому праву, “старый” закон (1993 г.) теряет актуальность и заменяется новым “Об авторском праве”, принятым 6 апреля 2000 года.

    В промежутке между двумя законами, а именно 11 августа 1998 года, Кабинет министров в порядке, установленном ст. 81 Конституции ЛР, предпринял попытку, “идя на опережение”, ввести в действие собственный вариант закона “Об авторском праве и смежных правах”. Вариант был явно неудачным (если не заведомо провальным). Он просуществовал недолго и через неполных 3 месяца был отменен Сеймом. Законом ЛР от 21 октября 1998 года в действии был восстановлен “старый” закон 1993 года. Он действовал до вступления в силу нового, ныне действующего закона, в названии которого почему-то исчезла уточняющая добавка “... и смежных правах”.

    Кстати, собственно смежные права в республиканском законодательстве впервые появились в законе от 11 мая 1993 года. Не то, что их вообще не было раньше, просто некоторые из них были “растворены” в нормах авторского права.

    С учетом директив ЕС

    Закон 2000 года после внесения в него существенных изменений 6 марта 2003 года и главным образом 22 апреля 2004 года можно с уверенностью охарактеризовать современным законодательным актом третьего поколения. Более того, в связи с вступлением Латвии в ЕС закон за счет последних новелл “впитал” в себя правовые нормы, вытекающие из принятых на настоящие время директив ЕС.

    Всего авторскому праву посвящено 7 директив:

    • 91/250/ЕЭС от 14 мая 1991 года “О правовой охране компьютерных программ”,

    • 92/100/ЕЭС от 19 ноября 1992 года “По вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности”,

    • 93/83/ЕЭС от 27 сентября 1993 года “О согласовании ряда правил, касающихся охраны авторского права и смежных прав в сфере спутникового вещания и кабельной ретрансляции”,

    • 93/98/ЕЭС от 29 октября 1993 года “О согласовании сроков защиты авторских и смежных прав”,

    • 96/9/ЕС от 11 марта 1996 года “О правовой охране баз данных”,

    • 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 года “О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе”,

    • 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 года “О праве авторов на вознаграждение при перепродаже оригиналов произведений искусства”

    Относительно международной охраны смежных прав следует отметить, что Латвия присоединилась к обеим конвенциям по охране смежных прав, а именно к Римской конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961 (в 1998 году) и к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 (в 1997 году).

    Патентное право

    К объектам патентного права относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Из перечисленного в ЛР отсутствует лишь правовая база охраны полезных моделей. Первый собственно латвийский Патентный закон был принят еще тогдашним Верховным Советом 2 марта 1993 года. Он включал в себя 50 статей, был структурно хорошо составлен и написан ясным юридическим языком.

    По своей сущности данный закон (как, впрочем, и последующий, его заменивший) в одной своей составляющей содержал признаки, присущие общим законам. В частности, закон включает в себя нормы, регулирующие деятельность Патентной управы, то есть нормы, относящиеся не только к правоотношениям в сфере изобретательства, но распространяющиеся и на промышленные образцы и товарные знаки. В то же время большая часть Патентного закона содержит все признаки закона специального, так как непосредственно регулирует вопросы, связанные именно с изобретательскими правоотношениями.

    Первый Патентный закон просуществовал недолго. Латвия уже 7 сентября 1993 года одновременно присоединилась к Парижской конвенции об охране промышленной собственности и к Договору о патентной кооперации. В связи с этим 30 марта Сейм принимает новую редакцию Патентного закона, который продолжает действовать и по настоящее время. Существенной новеллой данной редакции явилась новая пятая глава, установившая особые правила распространения Европейского патента на Латвийскую Республику.

    Закон ЛР “Об охране промышленных образцов” был принят Верховным Советом 4 мая 1993 года. Данный акт поистине можно считать “законодательным долгожителем” — он единственный из числа законов, регулирующих правоотношения в интеллектуальной сфере, в неизменном виде просуществовал более 10 лет. В свете присоединения Латвии к ЕС Кабинет министров ЛР, опережая Сейм, 8 апреля 2004 года принял, в порядке предусмотренном ст. 81 Конституции, Правила о промышленных образцах. 8 октября 2004 года Сейм трансформировал эти правила в закон, провозглашенный президентом 17 ноября. В закон включены положения, вытекающие из Директивы ЕС 98/71/ЕЭС от 13 ноября 1998 года “О правовой охране промышленных образцов”.

    Охрана товарных знаков

    Первый латвийский Закон о товарных знаках также был принят в 1993 году, 9 марта. Закон структурно был составлен удачно и умещался всего в 22 статьях. В свете развития международных отношений Латвия в последующие годы присоединилась к ряду международных соглашений. В первую очередь это Мадридский протокол Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков от 27.06.1989 и Договор ВОИС о товарных знаках от 27.10.1994. В действие эти акты на территории Латвии были введены одновременно двумя законами с одинаковой датой 02.09.1999.

    Естественно это потребовало изменений и в действующий специальный закон. Новый закон, гармонизированный под новые международные обязательства и получивший название “О товарных знаках и указаниях географического происхождения”, был принят Сеймом незадолго до издания упомянутых законов от 02.09.1999, а именно 16 июня 1999 года. Новый закон, кроме всего прочего, ввел отсутствующую ранее охрану обозначений мест происхождения товаров, положив тем самым начало конца таким известным на наших прилавках брендам, как “Рижское шампанские” и “Армянский коньяк”.

    Новое развитие и совершенствование Закон о товарных знаках получил опять же в связи со вступлением Латвии в ЕС. Дополненный положениями Директивы Совета от 21 декабря 1988 года 89/104/ЕЭС “О сближении законодательства государств-членов о товарных знаках” он по состоянию на 21 октября 2004 года приобретает законченный вид, удвоив свой объем (до 43 статей) по сравнению со своим первым предшественником образца 1993 года.

    Нетрадиционные объекты

    К данной группе объектов интеллектуальной собственности относятся научные открытия, служебная и коммерческая тайна, топология интегральных схем, селекционные достижения и рационализаторские предложения. В законодательстве Латвии из перечисленного представлено не все. В частности, отсутствуют специальные законы, регулирующие охрану научных открытий, служебной и коммерческой тайны и рационализаторских предложений.

    Тем не менее в данной области действуют два вполне современных закона. Во-первых, это Закон о защите топографии полупроводниковых изделий, принятый Сеймом 12 марта 1998 года, и, во-вторых, Закон об охране сортов растений от 2 мая 2002 года. Этот закон заменил аналогичный акт, принятый еще 6 апреля 1993 года, а 30 мая 2002 года Латвия присоединилась к Международной конвенции о защите новых сортов растений от 2 декабря 1961 года.

    Источник: «Балтийский курс», №35 (http://www.baltkurs.com)

    Просмотров: 239 | Добавил: dichadden | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz