Строительство правовой системы защиты интеллектуальной собственности в Китае началось сравнительно поздно, но развивалось стремительно. Лишь с конца 1970-х годов, когда стала проводиться политика реформ и открытости, в деле защиты интеллектуальной собственности в Китае произошли серьезные сдвиги.

Право частной собственности в Китае уже охраняется законом. Но с исключениями. (Источник: gbtimes)
В 1980 году Китай вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. За прошедшие с тех пор десятилетия страна присоединилась к 10 с лишним международным конвенциям, договорaм, соглашениям и протоколaм. Также в законодательстве Китая появились многочисленные законы и нормативно-правовые акты, которые охватывают основные аспекты охраны прав интеллектуальной собственности.
Создан целый ряд ведомств, выполняющих функции охраны интеллектуальной собственности: Государственное управление по делам интеллектуальной собственности, Государственное промышленно-торговое административное управление, Государственное управление по делам прессы и печати и другие. В 1980 году было учреждено Патентное управление КНР.
Китайское правительство не устает заявлять, что, присоединившись тридцать лет назад к «Парижской конвенции об охране промышленной собственности», Китай активно выполняет международные обязательства по защите известных торговых марок.
Но всегда ли стройные выкладки официальных сайтов соответствуют реальной практике китайской жизни? К сожалению, далеко не всегда, и события начала 2013 года стали печальным подтверждением этого несовпадения.
Одно из достижений Китая последних лет – создание сети высокоскоростных железных дорог, которая еще немного – и в прямом смысле слова опутает всю страну. Общая протяженность железнодорожных путей, по которым идут поезда со средней скоростью в 200 км/ч и выше, составляла в Китае на сентябрь 2011 года 10 233 км, что превышает показатели Японии и Европы вместе взятые.
Конечно, по большому счету, построить собственно железную дорогу, по который очень быстро идут поезда, не слишком сложно с технологической точки зрения. Но вот создать сами поезда, то есть локомотивы, двигатели которых могут развивать столь невероятную мощность, – это под силу только промышленности с высоким уровнем развития самых инновационных технологий.
Неужели Китай уже стал столь продвинутой в научном отношении страной, что в состоянии создавать уникальные поезда, с легкостью набирающих скорость, если не звука, то ну очень большую скорость?

Китайский скоростной поезд отличается повышенным комфортом. (Источник: China Pictorial)
Секрет столь быстрого прорыва Китая в деле развития высокоскоростных железнодорожных магистралей прост. Более того, это не столько секрет, сколько общий принцип действий Китая по внедрению высоких технологий в самые различные отрасли собственной промышленности.
Китай заключает соглашения с иностранными корпорациями, зарекомендовавшими себя в качестве технологических лидеров в той или иной отрасли промышленности, и покупает уже готовые пакеты новейших технологий. Далее, перенимая зарубежные технологии, Китай стремится на их основе создать собственные разработки. Если говорить о железнодорожном транспорте, то здесь основными «технологическими донорами» для Китая стали канадская машиностроительная компания Bombardier Inc, французская машиностроительная компания Alstom и японский концерн Kawasaki Heavy Industries.
Примером такой разработки китайских высокоскоростных поездов на основе технологий, предоставленных другими странами, является, в частности поезд CRH2, на котором и был установлен мировой рекорд скорости в 500 км/ч.
Однако в последнее время иностранные «технологические доноры» все чаще присматриваются к тем агрегатам, которые Китай выдает за свои и которые уже сам предлагает для продажи на внешнем рынке.
Именно это и стало причиной скандала, когда в начале 2013 года японская компания Kawasaki обвинила Китай в краже своих технологий. Правда, подавать в суд на нарушение прав интеллектуальной собственности, японцы не стали. Побоялись, что не смогут доказать право собственности на поезд?
Российские производители высокотехнологичной продукции, сотрудничая с китайскими фирмами, отлично знают о подобной предприимчивости своих партнеров из Поднебесной. Компания «МатикПро», одно из ведущих российских предприятий по производству конденсаторных установок компенсации реактивной мощности итрансформаторных подстанций, уже на протяжении 15 с лишним лет сотрудничает с целым рядом китайских фирм.
Алексей Семко, заместитель генерального директора компании по международному сотрудничеству, в беседе с журналистом gbtimes так ответил на вопрос о соблюдении китайской стороной норм интеллектуального права: «Не стоит забывать, что на сегодняшний день китайские специалисты вполне в состоянии самостоятельно разработать достаточно сложные приборы и технологии. Могут ли они скопировать наши изделия? Могут, но мы этого не боимся. Ведь то, что действительно является нашей разработкой, нашим «ноу-хау», можно лишь изобрести еще раз, но никак не скопировать. По большому счету, все зависит от уникальности и сложности предмета, по поводу которого могут возникнуть споры о праве собственности».
Так что похоже, Китай и дальше будет продолжать процесс пересаживания своих пассажиров на лучшие в мире китайские поезда. А пассажиров вряд ли будет интересовать, кому принадлежит право интеллектуальной собственности на этот поезд. Главное, чтобы поезд не опаздывал и чтобы пассажиров не слишком трясло на поворотах.